УКРАЇНСЬКИЙ ФОРУМ КІНОЛОГІВ
КИНОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ УКРАИНЫ. Официальный сайт

Серце дракона - собака чау-чау   

            В старинных китайских легендах говорилось, что Чау-чау происходит от совершенно иных предков, чем другие породы собак, а именно - от медведей. Это предположение возникло, видимо, от сходства осанки, медведь обладает необычной уверенностью и твердостью в ногах. Чау-чау тоже. Однако эти предположения о происхождении Чау-чау относятся скорее к басням. Чау-чау имеет синий язык и эта необычная окраска языка якобы, происходит от вымерших видов полярных волков. Но это опять лишь догадка, потому что причина синей окраски языка пока не имеет достоверного объяснения.

            Появилось также мнение, что якобы Чау-чау являются праотцами самоедских и оленьих собак, сибирских хаски и немецких поморских шпицев. Много споров существует об участии тибетских догов в появлении породы Чау-чау. Появилось мнение, что Чау-чау возник от скрещивания тибетского дога с самоедской собакой, или что тибетский дог оказал какое-то влияние на внешне вид Чау-чау. Некоторые спорщики отрицают тибетских догов и твердят, что ни Чау-чау, ни их помеси никогда в Тибете не жили, связи тибетского дога и Чау-чау не так просты, чтобы дать односложный ответ.

Своим происхождением Чау-чау относится к группе шпицев, но стоит взглянуть на любого шпица и Чау-чау, и даже неопытный глаз обнаружит большую разницу в формировании передней части головы. Голова шпица обнаружит большую разницу в формировании передней части головы. Голова шпица имеет клинообразную форму, подобную голове лисицы, и веселое, живое выражение морды. У Чау-чау, наоборот, голова массивная, с широким плоским черепом, со сплюснутой мордой, с морщинками и унылым выражением на морде. Проявление сильного недоверия и способ приема пищи у Чау-чау и у тибетского дога сходны. По всем признакам можно судить, что в Чау-чау течет примесь крови тибетских догов.

ТАЙНЫ КИТАЙСКИХ МОНАСТЫРЕЙ

Буддийские храмы от Манчжурии и Северного Китая и до Тибета поддерживали тесную взаимосвязь в части животноводства и собаководства. Этот факт был обнаружен во времена вторжения Японии в Северный Китай англичанином К.Г.Абштейном. Англичанин находился в служебной командировке в одной из частей, командование которой находилось в городе Паото.

Примерно в 24 часах езды от этого месте, если ехать на автомобиле, в горах находится буддийский храм, основанный в XY веке ветвью буддийской церкви. Между японским командованием и монастырем личные связи поддерживал майор-врач, снабжавший монастырь особым расположением, и лишь это обстоятельство помогло Абштейну проникнуть в монастырь. Иначе в подобные монастыри иноверцам, особенно европейцам, доступ был закрыт.

Когда открылись ворота монастыря, к автомобилю подбежала стая из пятидесяти голубых Чау-чау. Окраска более всего напоминала окраску дикого голубя. Собаки обступили автомобиль и каким-то особым тявканьем, скорее ворчанием, выдавали свое сдерживаемое любопытство и одновременно готовность к необходимому вмешательству. Прибежали три монаха и отозвали собак. Все собаки до одной послушно отошли и на вновь прибывших уже не обращали никакого внимания.

Глядя на 50 совершенно одинаковых Чау-чау, англичанин не находил слов. Поразительная одинаковость их внешнего вида, безупречное строение тела, живость движений, кроме того, было в них еще что-то особенное в смысле экзотичности и нетронутости европейской культурой. Уже более столетия разводили голубых Чау-чау в буддийских монастырях, расположенных на территории от Тибета до Северного Китая. В этих монастырях, расположенных, как правило, в горах, господствовал полумрак, и голубой цвет не подвергался нежелательному влиянию солнечных лучей. Поэтому окраска сохранила яркость, чистоту и красоту. Собаки предназначались, прежде всего, для надзора и защиты монастыря и живущих в нем, затем их использовали для охраны скота и, наконец, в качестве охотничьих собак при охоте на разнообразного зверя и птицу - от фазана до медведя. Чау-чау на охоте используют свое чутье и зрение и подают затем особый звук.

В монастырях ведутся особые журналы, уводящие далеко вглубь веков, по сути дела, это родословные книги. Освежение крови проводили обменом собак между монастырями. Как утверждали монахи, в породе удерживается основа чистокровности уже более столетия.

Описываемые древние китайские Чау-чау немного отличаются от европейского типа. В Европе Чау-чау была приспособлена под европейский вкус, была облагорожена до того вида, с которым мы знакомы по выставкам. И по сравнению с первоначальным типом стала еще более прекрасной, представительной и внушающей уважение.

ЧАУ-ЧАУ ВМЕСТО ЧАО-ЧАО

Говорят, что когда-то давно, встретив в Китае Чау, европеец задал вопрос: «А что это за собака?». Он получил ответ, в котором слышалось «Чау-чау» (по-английски – chow-chow). Правильнее было бы услышать «Чао-чао», но его европейское ухо не могло различить тонкие оттенки китайских гласных звуков. Словом «Чао-чао» китаец хотел ответить, что это собака, которая все видит, что она весьма осторожна, очень хитра и проворна. Можно предположить, что слово «Чао-чао» в широком смысле означает «охотничья собака». Чау в действительности была охотничьей собакой, собакой очень способной, обнаруживающей добычу при помощи чутья и зрения. «Чау-чау» означает хороший – хорошая пища, съедобный и целый ряд других понятий. Правильнее было бы говорить «Чао-чао», но во всем мире прижилось «Чау-чау». На чешском и русском языках пишут «Чау-чау», а на остальных то слово пишут по первоначальной английской орфографии «chow-chow», а произносят «Чау-чау».

ПЕРВЫЕ СВЕДЕНИЯ О ЧАУ В ЕВРОПЕ

Первые известия о Чау принес в Европу итальянский мореплаватель и путешественник Марко Поло (1254-1324). Он жил довольно долго в Тибете, где встречал не только тибетских догов, но и Чау. Марко Поло описывает тибетских догов, как могучего черного пса, используемого для надзора и защиты. Описывает он также и другую собаку, милого друга семьи, ласковую ко всем ее членам, но подчиняющуюся только одному из них, которого она сам выбирает и считает своим господином. К чужим людям эта собака относится недоверчиво и сдержанно. Марко Поло описывает также вывоз оной такой собаки в Непал по высокогорному караванному пути. Собаку перевозили в ящике, из которого ей удалось выбраться. Собака отбежала от каравана и без всякого приглашения стала нести «караульную службу» за караваном. В Непале собаку передали новому хозяину, прошло более 2-х месяцев, пока собака смогла к нему привыкнуть. Марко Поло указывает, что проникнуть в зону, охраняемую Чау, также небезопасно, как и оказаться в зоне тибетского дога.

Целые столетия двери Китая были плотно закрыты. Все, что творилось там, было покрыто тайной. Ничего не известно о том, что там делалось, не знали и о разведении собак. Потому первые упоминания о Чау в европейской литературе, кроме описания Марко Поло, появилось лишь в 1785 г. В книге о природоведении Гильберт Уайт написал, что его сосед, молодой офицер восточно-индийской армии, в 1780 г. привез из китайского Кантона пару особенных собак, которых в Китае разводят как мясную породу. Далее он описывает их характеристики, соответствующие основным признакам Чау. Эти первые Чау, привезенные из Китая, не обладали такой квадратной головой, а скорее напоминали голову лисы. Если бы они появились на нынешних выставках, то имели бы очень мало надежд вообще быть допущенными к обсуждению. От этой первой пары не осталось потомства. Экзотичность и случайность их появления в Европе возбудило к этой породе интерес, который уже никогда не затихал.

Скоро появились еще привезенные собаки, это уже были чистокровные Чау, эта порода стала предметом интереса высшего английского аристократического общества. Английские любители, известные своим умением воспитывать лошадей и собак, стали заниматься улучшением породы Чау. Их усилиями удалось создать такую собаку, которая поражает великолепием своей экзотической внешности.

ВОСХИЩЕНИЕ И ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Популярность и мода на Чау развивались иначе, чем это было у других пород. Если какая-нибудь порода станет вдруг модной, то наблюдается быстрый рост поголовья щенят. По достижении какого-то кульминационного момента модной становится какая-то другая порода, которая в течение определенного периода задает тон моде, затем отступает назад и вновь это повторяется с другой породой в зависимости от веяния моды. Эта периодичность к Чау не относится. Своей особой красотой он приковал к себе внимание уже с самого начала, но массовой мода на Чау не была никогда.

Мода эта поддерживалась только в узких пределах. Модной собакой стала только от начала нашего столетия. Модной собакой Чау является только для избранного, узкого ограниченного круга знающих, требовательных кинологов, способных терпеливо, наточка за ниточкой, разматывать клубок загадок его сложной души. Это люди, которым Чау нравится такой, какой он есть.

Интересно, что из Англии Чау распространились далеко на Запад (Америка), а не на Европейский континент, куда попадали лишь одиночные представители. Видимо, причиной была дороговизна, от которой зависело направление его распространения, потому что за чистокровного Чау надо было платить колоссальную сумму. Более широкое распространение Чау в Европе наблюдается в период между мировыми войнами, особенно после 2-ой мировой войны. Первые сведения о Чау в Швейцарии появились в конце прошлого столетия (1896 г.). Но особенно широкое распространение происходит в 30-х годах и особенно после 2-ой мировой войны.

В Германии первые Чау появились в 20-х годах, но это были собаки без паспорта. Видимо, здесь опять главным вопросом являлся вопрос стоимости. Позднее появились псы с паспортами о происхождении, и наблюдается качественный подъем в разведении этой породы. В те годы была создана племенная станция Эль-До-Сан. Туда был доставлен международный чемпион T'kell Sie Brigaund, которого теперь можно встретить во всех родословных. Первым немецким победителем стала собака Kevang. Позднее известным стал никем не побежденный El Do San Oleander. Об этой собаке рассказывают интересную историю. Это был исключительно интересный представитель породы. Американцы хотели получить его для себя и предлагали за него 100 000 марок. Селекционер Вилли Алоерс собаку не продал, но, однако он не долго радовался. Пес погиб от отравления.

Первые Чау в Австралии появились в 1927 г. и в 1967 г. (за 40 лет) зарегистрировано 1270 Чау. Очень любимой породой являлись Чау в ГДР. В 1967-1968 гг. в ГДР была проведена экспертиза 151 Чау, и у 59 особей были обнаружены челюстные дефекты (отсутствовали премоляры и моляры) и необходимо было соблюдать тщательную осторожность, чтобы не дать распространиться этой неполноценности дальше. В ЧССР (по состоянию на 1971 г.) имелось около 100 собак породы Чау (с учетом 30 щенков в год). Размножаются Чау в европейских условиях с трудом. Кобели плохо покрывают, а суки не проявляют интереса к спариванию. Часты случаи не беременности сук, малочисленность приплода. В среднем на четыре вязки приходится одна безуспешная, при этом из 63 объявленных в 1971 г. вязок забеременели примерно 2/3 сук.

Вследствие своих характерных особенностей Чау никогда не был и не будет собакой массового характера, и поэтому всюду, где Чау появляются, возникают специальные клубы. Это происходит потому, что владельцами собак всегда являются исключительно умелые собаководы. В Англии первый собаководческий клуб (владельцев Чау) возник в 1895 г. Вскоре после его образования Чау стал проникать в Америку, где впервые появился на выставке в Нью-Йорке в 1897 г., т.е. на 2 года позже открытия клуба. Там же был создан клуб, затем возникли клубы в Калифорнии, в Новой Зеландии, позже в европейских странах. В Чехословакии клуб собаководов Чау был создан после 2-ой мировой войны. В 1963 г. Чау достигли вершины признания на выставках, когда 8-ми годовалый чемпион Вал Ли оф Кай Око на выставке Крафта в Лондоне был признан лучшей собакой по классу неспортивных собак. Он победил в соревновании 2000 собак различных пород. В последующем состязании на лучшую собаку выставки он был третьим среди 7000 собак. Судья Стефан Юнг написал об этой собаке: «Исключительная собака с характерным выражением на морде, с исключительной постановкой ушей, крепким строением, великолепными пропорциями тела, совершенством движений и безупречностью качества». Еще один судья, мисс Дэйли, охарактеризовала победителя так: «Настоящий чемпион, который определяет развитие породы в будущем. Его тип, благородство, способ, которым он все это представляет, делает из него представителя, высоко несущего знамя своей породы».

Современная цивилизация приоткрыла завесу тайн, хранимых Великой Китайской стеной. Несмотря на технический прогресс и средства связи, Китай сохраняет свою обособленность от остального мира и для белого человека по-прежнему остается таинственной страной, куда очень трудно проникнуть. Поэтому сведения о разведении Чау в Китае носят обрывочный характер и часто противоречат друг другу. В Китае различают 2 разновидности Чау. Благородный чистокровный Чау, разводимый, в основном, в монастырях и состоятельных слоях общества, и обычный бастард-чау (помесь), и до настоящего времени кое-где разводимый как мясная собака. Обычные Чау аналогичны собакам, появляющимся время от времени на территориях от Центрального до Дальнего Востока. Подобные собаки происходят от бездомного уличного содержания и при выведении породы в значительной степени повлияли на чистокровность Чау. Их потомки сходны с ними, это тоже какие-то париячау, без паспорта о родословной и зачастую не имеющие хозяина. Эти помести имеют немного более заостренную голову, чем у чистокровных Чау, их язык покрыт пятнами, что является крупным дефектом у чистокровных Чау. Пятнистость языка исключает в Китае Чау из дальнейшего разведения. Собака с пятнистым языком считается помесью, гибридом.

И наоборот, - чистокровный Чау во всем Китае является предметом тщательного внимания и заботы. При выведении породы точно соблюдаются правила, основанные на опыте и традициях прошлых столетий. На улице чистокровную собаку можно встретить лишь в исключительных случаях, поскольку как посланник бога она предназначена для охраны жилья. Мнения о современном типе Чау расходятся. Одни говорят, что до сих пор сохраняется один тип, другие наоборот, утверждают, что существует несколько типов. При огромной территории Китая нелегко сохранить один тип. В этом смысле лучшие результаты по сохранению породы получены в монастырях, производящих взаимный обмен собаками.

СОБАКИ, УПОТРЕБЛЯЕМЫЕ В ПИЩУ

Чау, но скорее париячау, получили распространение по всему Китаю, особенно в прибрежных районах, а частично на островах Индонезии, где проживали и проживают много китайцев. Собаку используют для переноски тяжестей, для надзора и охраны имущества и просто она является другом ремесленника и крестьянина, с которым переносит и добро и зло.

Многое трудно понять в позиции китайцев по отношению к собакам. Ведь китайцы очень любят собак. Такие отношения имеют тысячелетнюю традицию. При этом нельзя отрицать, что они убивали собак и употребляли в пищу, такие случаи есть и сейчас. Существовали специализированные рестораны (еще в 1878 г. в Кантоне их насчитывалось не менее 20), где мясо собак подавалось как обычное блюдо. Однако для этой цели чистокровные Чау не использовались, скоре их помеси, собаки-дворняги. Если чистокровным собакам давались клички, то помеси оставались безымянными и служили не только в качестве пищи, но и для лечебных целей. Было распространено мнение, что, отдельные части тела собаки обладают лечебными свойствами, например, мясо черного Чау может устранить бессонницу и т.п.

В древние времена много внимания уделялось празднествам, обрядам. Это было что-то подобное «деревенскому пиру, по случаю убоя свиней. Обряд известный под названием А-Чи проводился в начале лета.   Здесь ели мясо собак, соблюдая при этом определенные формальные правила. В пиршестве принимали участие представители всех слоев общества, одни – в качестве пирующих, другие – в качестве наблюдателей. В начале нынешнего столетия государственная и церковная власти начали ограничивать обряды, связанные с употреблением собак в пищу. Например, в Кантоне в 1915 г. был издан закон, запрещающий употреблять в пищу мясо собак, в пекинской области подобный запрет был наложен в 1928 г.

В многочисленных буддийских храмах появляются также запретные объявления. Запрет этот объясняется тем, что собака является самым верным и самым надежным сторожем дома и имущества своего хозяина, и употребление мяса собаки в пищу расходится с волей богов.

ЧАУ В КИТАЙСКОЙ ДЕРЕВНЕ

Как на европейца давит мысль о том, что китайцы употребляли и видимо еще употребляют в пищу мясо собак, так же трудно понять тот факт, что собак, в основном, разводили для получения меха, что их не умерщвляли обычным способом, а душили, как только возраст собак достигнет 19-ти месяцев. Для этой цели собак разводили, главным образом, в Северном Китае, где существовали целые фермы по разведению меховых собак. Мех таких собак под самыми различными названиями появлялся на крупных пушных аукционах. Поэтому Чау в тех краях считался важной составной частью имущества. В Манчжурии поддерживался обычай, когда сельская невеста получала в качестве приданого не менее 6-ти пар Чау, чтобы молодожены получили основу для расширения своего имущества и благополучия.

"В начале образования мира, когда звезды занимали свои места на небосклоне, одному из псов было позволено полизать краешек неба, который упал на землю. Это был Чау-Чау и с тех пор у него стал синим язык". Так гласит китайская легенда, а верно в ней то, что это единственная порода собак с таким цветом языка.

Эта порода такая старая, что начало ее уходит в небытие. Историки собаководства не пришли к единому мнению, откуда появились чау-чау в Китае. Одни считают, что они были там уже около 3000 лет тому назад, что чау-чау являются предками самоедов, эльхаундов, померанских шпицев и кихаундов. Другие утверждают, что в связи со скрещиванием самоеда и тибетского мастифа получилась порода чау-чау. Третьи уверены в том, что это скрещивание самоеда с медведем и поэтому у них голубовато-черного оттенка язык, и видом своим они напоминают медведей. Четвертые думают, что эти собаки прибыли из-за Полярного Круга и оттуда распространились от Сибири до Монголии, и затем попали в Китай только во времена паломничества кочующих татар, которых сопровождали бойцовые собаки "man-kou" или "татарские собаки".

Первое упоминание, указывающее на существование собак породы, названной чау-чау, отмечено в 11 веке н.э. Первые зарисовки этих собак и их описание происходит со времен династии ХАН (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.). В этот период времени было оставлено много записанных материалов и гончарных поделок с изображением собак этой породы. В отличие от декоративных дворцовых собачек, таких как пекинес, шитцу, лхасский апсо, чау-чау был рабочим псом. И работал он тяжело. Использовали его прежде всего в качестве охотничьей собаки, при этом он выполнял роль ретривера и пойнтера. Те читатели, которые имели возможность ближе познакомиться с этой породой, могли временами наблюдать, как чау-чау берет след своим единственным, неповторимым способом. Известным китайским любителем охоты, слава которого дошла до сегодняшнего дня, был король Т'АНГ (7 в. н.э.). В этих целях он выращивал 2500 пар собак, а на охоту выходил в сопровождении 1000 охотников и 2000 собак.

Почти что до сегодняшнего дня китайский чау-чау был использован в охоте на фазанов в Монголии, где его ценили за быстроту и выносливость. Чау-чау был также популярной упряжной собакой в северной части Китая, а также в качестве собаки-пастуха, он охранял скот и сторожил хозяйство.

Хотя нынешний выставочный чау-чау считается больше продуктом совместной работы английских и американских селекционеров, чем китайского наследства, необходимо помнить, что эта собака содержалась во дворе, была достаточно сильной и крепкой, чтобы суметь тянуть сани в проваливающемся снегу и выдерживать многочасовую охоту; что это выносливая, стойкая собака и благоприятно переносит плохие климатические условия.

В провинции Кантон, где до настоящего времени можно встретить собак этого типа, их называют "черный язык", а также "lang-kou" - собака-волк, и "nsiung kou" - собака-медведь. Необходимо признать, что щенки чау напоминают плюшевого мишку.

Происхождение названия чау-чау не совсем известно. Одни утверждают, что оно происходит от китайского слова chou - китайского слогового описания живности, чего-то, что употребляется в пищу. Известно, что мясо короткошерстной особи этой породы употреблялось в пищу в Китае и Корее. Британский историк, который в 1878 посетил Кантон написал, что он посетил там около 25 ресторанов, специализирующихся на приготовлении блюд из деликатесного собачьего мяса. Официальная продажа и закупка собачьего мяса в Китае запрещены с 1915 года, но этот запрет как и все запреты, не всегда выполняется.

Другая версия происхождения названия породы, немного меньше шокирующая чем первая, говорит, что когда перевозили в Европу первых собак из Китая в 1830 году, их поместили на корабле в помещение смешанных товаров, называющемся "chou-chou" - помещение (слово chou-chou означало "разнообразные товары"). Итак, местожительство собак во время многомесячного морского путешествия стало их названием.

А несколько менее популярная, хотя и симпатичная версия, говорит, что название этой породы происходит от китайского слова chaou, которое попросту означает "собака с огромной силой".

-------------------------------------------------------------

 

взято с сайта : http://www.chow.ru/